ПолитНеделя - Январь 2001 г.

Пожалуй, важнейшим протокольным событием недели стала встреча президента Путина с представителями большого бизнеса. Это уже не та “вольница”, которая характеризовала редкие встречи бывшего президента Ельцина с олигархами. Теперь воротилы большого бизнеса поставлены по струнке: каждый представляет теперь вроде бы не только самого себя, но и Российский союз промышленников и предпринимателей, которым верховодит ветеран коммунистической номенклатуры Аркадий Вольский. Он с гордостью похвастался, что “бизнес объединился”, деликатно умолчав при этом, что объединение-то произошло под эгидой и в интересах Кремля. Разумеется, олигархи (числом 21) старались проявить свою лояльность новому президенту, но жаловались ему на правительство. Претензии предъявлялись и к противоречивости постановлений Белого дома, и к засилью бюрократии в многочисленных отраслевых комиссиях, фактически дублирующих министерства. Критиковалась налоговая практика правительства. По оценке руководителя “Уралмашзаводов” Кахи Бендукидзе, происходит ужесточение налогообложения прибыли. Судя по всему, Путин в последнее время не очень доволен деятельностью кабинета Касьянова, и это отчетливо проявилось на встрече с представителями большого бизнеса. Фактически он поддержал целый ряд их предложений. Так, он дал поручение правительству ускорить внесение в Госдуму двух важных пакетов законопроектов. Первый предполагает дерегулирование экономики и упрощение процедуры регистрации компаний. Должно резко сократиться число лицензируемых видов деятельности — с 500 до 70. Естественно, обещания президента пролили бальзам на раны заправил российского бизнеса. Понравился им и второй обещанный Путиным пакет, предполагающий либерализацию валютного режима. Иностранным инвесторам (зачастую это российские оффшорные фирмы, зарегистрированные за рубежом) будет предоставлена возможность не только свободно ввозить капиталы в Россию, но и беспрепятственно распоряжаться ими. Путин с пониманием воспринял негативное отношение крупных экспортеров к существующей сейчас практике обязательной продажи 75 % валютной выручки и вроде бы обещал помочь с отменой этой меры. В общем, недаром в своем обширном интервью один из влиятельных и ближайших к Кремлю олигархов Александр Мамут откровенно заявил: “При президенте Путине бизнесу существовать легче”. Вопрос только в следующем: какому бизнесу стало легче? Тому, который лоялен власти и поддерживает ее политически и материально? Конечно, да. Однако находящиеся в оппозиции господа Березовский и Гусинский едва ли подпишутся под заявлением господина Мамута. Да и малый и средний бизнес, чьи возможности пока ограничены, а голос слышен слабо, как-то не демонстрируют энтузиазма относительно экономической политики государства. Отчетливо ощущаются противоречивость и непоследовательность шагов Кремля. С одной стороны, прокремлевское большинство в Госдуме провело с санкции сверху важное решение в сфере аграрной реформы. В первом чтении принят законопроект о введении в действие 17-ой главы Гражданского кодекса, устанавливающей общие принципы прав собственности на землю (стоит напомнить, что эта мера блокировалась коммунистами и аграриями более шести лет). Правда, положения новой главы носят половинчатый характер: права свободной купли-продажи сельскохозяйственных земель они по-прежнему не предусматривают. Зато теперь созданы правовые основания для того, чтобы западные и отечественные инвесторы имели возможность покупать предприятия вместе с землей, на которой они расположены. Считается, что это будет привлекательным фактором для западных инвестиций. С другой стороны, Кремль явно не может определиться с главным моментом — свободным оборотом сельскохозяйственных угодий. В подготовленном сейчас Земельном кодексе это положение отсутствует, зато идут разговоры о разработке специального закона о купле-продаже сельскохозяйственных земель. Дело опять может затянуться на долгие месяцы. Непоследовательность и колебания и даже, скорее, острая подковерная борьба между различными группировками в Кремле проявилась в странной ситуации вокруг Уголовно-процессуального кодекса, принятого еще в советские времена и противоречащего нынешней конституции. В начале января Путин внес в Госдуму в целом разумные поправки. Они подразумевают, что аресты, содержание и заключение под стражей должны производиться только с санкции суда, а не с санкции прокуратуры, как сейчас. С десяти до двух суток предлагалось сократить время предварительного заключения до предъявления обвинения. Наконец, обвиняемому разрешалось обжаловать в суде сам факт возбуждения уголовного дела. И вдруг через две недели Путин отзывает эти поправки! Совершенно очевидно, что это решение явно принято под давлением силовых ведомств, которые сопротивляются сокращению их полномочий. А силовики — это главная опора Путина, чье мнение ему гораздо важнее, чем соображения демократизации и создания правового государства. Странная ситуация происходит вокруг Чечни. Глава администрации Ахмад Кадыров вроде бы сохраняет свою должность. Однако “в помощь” ему назначен еще премьер-министр Станислав Ильясов, который не в ладах с Кадыровым, но считается более лояльным Москве. Как они будут делить полномочия — совершенная загадка. Тем более что над ними стоят федеральный министр по восстановлению Чечни Владимир Елагин и полпред президента в Южном федеральном округе Виктор Казанцев, чьи функции тоже до конца не разделены. На прошлой неделе административная путаница и чехарда в Чечне усугубилась новым президентским решением. Теперь за антитеррористическую операцию в Чечне будет отвечать не Министерство обороны, а Федеральная служба безопасности. С пиаровской точки зрения этот шаг объясним: российской и мировой общественности как бы дают понять, что масштабные военные действия закончились и наступает этап точечных спецопераций. Разумеется, перед заседанием Парламентской ассамблеи Совета Европы, где должны были вернуть России право голоса, отнятое в прошлом году именно из-за войны в Чечне, такое решение было, как модно теперь говорить, “судьбоносным”. Но реальная ситуация в Чечне совсем другая. В тот самый день, когда ФСБ получила полномочия по руководству антитеррористическими операциями, боевики провели масштабный налет на Гудермес. Как бы то ни было, боевые действия продолжаются, а крупное военное присутствие федеральных сил — армии (15 тыс. военнослужащих) и внутренних войск (6-7 тыс.) сохраняется. Каким образом ФСБ со своими специфическими функциями и кадрами будет направлять и координировать действия чисто военных формирований — еще одна загадка. На грабли межведомственных трений федералы в Чечне наступали уже не раз. Можно предположить, что и новая “рокировочка” не пойдет на пользу федералам, а лишь усилит их разобщенность. Боевики, выждав зиму, не преминут воспользоваться этим. В международном плане на первом месте для России остается дело Бородина. Как известно, американский суд не удовлетворил ходатайства его защиты об освобождении под залог и оставил в тюрьме. А вот между Москвой и Минском из-за Пал Палыча пробежала черная кошка. Батька Лукашенко рванулся в Москву с тем, чтобы убедить Кремль активизировать усилия по освобождению Бородина. А Путин даже отказался с ним встречаться. Более того, без согласования с Лукашенко Москва назначила своего человека — Игоря Селиванова — временно исполняющим обязанности госсекретаря союза России и Белоруссии. Сенсацией недели стало задержание в США бывшего управделами президента России, а ныне госсекретаря Союза России и Белоруссии Павла Бородина. Это было сделано по просьбе швейцарских властей, расследующих факты отмывания денег и взяточничества российскими официальными лицами, связанными с местными компаниями. Бородин попался действительно глупо. После прекращения российской прокуратурой всех уголовных дел и расследований по нему и его окружению, он явно потерял осторожность и обрел самоуверенность. Сказалось, видимо, и тщеславие: все-таки съездить в Вашингтон на инаугурацию президента Буша, хотя бы и по частному приглашению, — серьезный пиаровский ход, как бы реабилитирующий его в общественном мнении и увеличивающий его политический вес. Бородин и советники не учли два важных обстоятельства. Во-первых, в последнее время существенно возросла координация действий западных властей в борьбе с отмыванием незаконно полученных денег. По настоянию швейцарцев фамилия Бородина фигурировала, видимо, не только в иммиграционных компьютерах США, но и других стран, где он также неминуемо был бы задержан. Во-вторых, Бородин переоценил свой статус как дипломатического лица. Союз России и Белоруссии не признан в ООН в качестве международной организации, и, следовательно, дипломатический иммунитет Бородина — не более чем фикция. Кроме того, этот иммунитет по международному праву действует только при выполнении официальной функции, а Бородин поехал фактически по личному делу. И, наконец, Бородин воспользовался не дипломатическим, а общегражданским паспортом, что вообще снимает с повестки дня вопрос о его дипломатической неприкосновенности. Показательна сдержанная реакция российских властей на этот инцидент. Обещая Бородину поддержку и помощь, они в целом воздержались от острых политических выпадов и традиционных обвинений в “антироссийской провокации со стороны враждебных сил в США”. Правда, некоторые депутаты в Думе попытались учинить истерику в связи с задержанием Бородина, но вот опрос, проведенный либеральной газетой “Сегодня”, показывает, что 90 процентов респондентов считает, что он должен быть выдан Швейцарии. Характерно и то, что президент Путин не выступил с каким-либо заявлением по проблеме, как бы дистанцировался от нее, хотя Бородин долгое время был его непосредственным начальником и покровительствовал его карьере. Разумеется, Путин как бывш

Recent Updates

[ 1/03/2010] Налоговый календарь на январь 2009 года - РИФ "Гвоздь" Read more…

[28/02/2010] Черная стужа января - Karabakh War Press Archive Read more…

[27/02/2010] КУРГАН С ЯНВАРЯ ПО СЕНТЯБРЬ Read more…

 
Hosted by uCoz